Притяжение
Это было в конце девяностых годов двадцатого века. Я бродила
по улицам Перми, и кажется, не могла надышаться воздухом той старины, что меня
окружала. О старине говорила и особая «купеческая» архитектура некоторых
зданий, и изысканные линии фасадов соседствующих с ними строений. Причем, дом
купца обязательно отличался от дома общественного деятеля, или художника, по
логике вещей имеющего утонченный вкус. Дом купца всегда добротный, но
незамысловато выложенный. У человека с художественным вкусом в композиции
фасада преобладают стремящиеся ввысь колонны или причудливого вида окна. Хотя
известно, что некоторые купцы побогаче имели возможность строить себе шикарные
дома и заказывали архитекторам проекты посложнее. Но в целом, между простецкими
домами купцов и изящными строениями людей искусства, которые даже при покупке
особняков выбирали жилища, соответствующие своим запросам, прослеживается
какая- то связь, корни которой заложены в принадлежности человека к тому или
иному социальному слою общества.
При этом не надо забывать, что все мы живем под солнцем, и между теми из нас, в ком живо разумное, доброе, вечное, и кто исповедует одни и те же идеалы, существует еще и межличностное притяжение. И в том и другом случае, влечет нас всегда то, что близко душе, то, без чего мы не представляем себе жизни.
Взять хотя бы Сергея Павловича Дягилева. Начиная с раннего детства, он тянулся к искусству. В данном случае совсем не важно, что в результате он не стал ни музыкантом, ни художником. В частности, вероятно потому, что он отличался чрезвычайной общительностью, в жизни он стал блестящим импресарио. Благодаря ему Европа узнала имена русских художников и исполнителей классического балета.
Поиски дома
Известно, что до 19 лет Сергей жил в Перми, в доме своего
отца, Павла Дмитриевича Дягилева. Я не сразу нашла этот дом, спрашивала о нем у
прохожих, уточняла адрес, потому что никак не могла поверить, что этот особняк
находится в двух шагах от дома, где когда-то проживала моя семья.
Я тоже имела счастье родиться в Перми, в городе, где в старинном его центре проживали знаменитые уральские фамилии. Лихорадочный 20-й век закружил в своем вихре и унес нашу семью с пермской земли. Но позже я сюда вернулась и поселилась в более молодом районе города. Но архитектура древних строений всегда влекла к себе и вызывала во мне трепет. Оказывается, не зря. Возможно, мои предки в детстве бегали в том же дворе, что и Сережа Дягилев.
Начало
Что ни говори, именно начало жизни определяет будущее. У
Дягилева жизнь начиналась в Перми, а точнее, в Бикбарде, где у его деда
находились винные заводы. В 1879 году Сережу привезли в Пермь, в особняк
Дягилевых, где царило искусство, постоянно звучала музыка, проводились
литературные вечера.
Сережа хорошо пел, и когда подрос, сам стал организовывать концерты и ставить спектакли вместе с друзьями. Пермская газета писала, что в те дни, когда шли концерты у Дягилевых, в городском театре было много свободных мест. А когда маленькая гостиная перестала вмещать всех желающих, зрелища были перенесены на сцену Благородного собрания.

Комментариев нет:
Отправить комментарий