Создание журнала
В Петербурге С.П.
Дягилев сблизился с художниками-реалистами: с Коровиным, Нестеровым, Левитаном,
Серовым. Однажды на выставке, состоявшейся в Европе, Дягилев разместил среди
шикарных портретов полотна, показывающие жизнь простых людей. Публика,
привыкшая к изысканной живописи, поначалу не поняла этих картин, мало того,
была возмущена и растеряна.
В этих картинах не было «сахарной пудры», мир в них был
настолько реален и правдив, и это обстоятельство несколько отпугивало
посетителей. Критик Страхов даже заметил по поводу этих полотен: «Подворье
прокаженных». Дягилев был не согласен, мало того, он настаивал, что картины
талантливы. Но пресса молчала. И тогда он решился на создание своего журнала, в
котором из 54-х страниц 50 – были иллюстрациями в цвете. Оставшиеся страницы –
для критических статей. Дягилев не мог позволить невежам нелестно отзываться о
талантливых работах художников. В этом проявляется та связь, которая возникает
между людьми, понимающими друг друга с полуслова, в данном случае с полумазка.
Сергей добился
своего, журнал получил первую премию как шедевр полиграфии. А изнеженная
публика поняла, наконец, что эти картины прекрасны и неповторимы, как
неповторим в природе каждый миг соотношения света и тени. И когда В.А. Серов в
1901 году написал портрет царя, и тот становится подписчиком названного
журнала, то это обстоятельство не могло не воодушевить посетителей выставок,
заставить их поглубже вглядеться в создаваемые реалистами картины.
Начались зарубежные поездки, благодаря которым Европа знакомилась
с истинно жизнью русского народа. О художниках-реалистах узнавало все больше
людей. Сборы с выставок шли на создание журнала. Дягилев считал, что журнал
должен быть товаром, а заодно и показателем хорошего вкуса. Так оно и было.
Каждая уважающая себя семья стремилась подписаться на журнал «Мир искусства».
Журнал просуществовал
до 1904 года. А что же Дягилев? Куда теперь он направит свои силы? Его сердце
всецело принадлежало искусству. И он становится устроителем балетных концертов,
а это значит, что теперь он живет балетом и старается проникнуться проблемами
известных исполнителей: Вацлава Нижинского, Тамары Красавиной, Анны Павловой. И
первое, что я увидела, войдя в музей в доме Дягилева, были портреты
вышеназванных артистов.
Путешествие в детство
Я стою в прихожей дягилевского особняка. В дальнем углу –
письменный стол и кресла, а вдоль стен развешаны фотографии, рассказывающие о
жизни этой семьи.
Вдруг почудилось:
открывается дверь и вбегает подросток в белоснежной рубашке с пышным воротом.
Глаза его сияют. Он энергично подвигает стул, приглашает присесть, сам садится
за рояль. Его пальцы начинают бегать по клавишам, а звонкий голос несется
ввысь. Звуки наполняют всю комнату, и мне очень хочется, чтобы это звуковое
чудо продолжалось.
Но мелодия
прерывается. Я соображаю, что музыка доносилась из гостиной. Мне не терпится
туда войти, ведь именно там проходили концерты маленького Сережи, а теперь
слышится голос преподавателя. Дело в том, что в этом здании сейчас находится
гимназия, и только что закончился урок музыки.
Я заглянула в столовую. Стол сервирован старинной
позолоченной посудой. Такое ощущение, что хозяева этого дома поджидают гостей.
Представилось: за окном послышалось цоканье копыт, прошумели колеса экипажа, и
вот у дверей звенит колокольчик, возвещающий о прибытии приглашенных.
Оказывается, это
звонок с урока. В дверях показалась научный сотрудник музея Инна Борисовна
Дектева, и мы входим с ней в гостиную.
Большая угловая
комната наполнена дневным светом. У окна – старинный рояль. Я не могу отвести
от него взгляда. Когда-то возле него
стоял задорный подросток и, довольно поблескивая глазами, исполнял
красивый романс. Напротив него стояли резные стулья, на которых восседали люди
света. Они аплодировали и засыпали цветами выступающих «артистов», среди
которых был и сын хозяина дома.
Как же сложилась
петербургская жизнь этого избалованного овациями юноши?
Огонь, вода и медные трубы
В Перми Дягилев постоянно пребывал в атмосфере обожания, и
поэтому ему очень трудно было «войти в струю» на новом месте жительства. Сергей
познал в Перми, что такое «медные трубы», теперь в Петербурге ему предстояло
узнать, как пройти «огонь и воду», что в переводе означает – набраться
житейского опыта, которого, по мнению столичных жителей, провинциалам всегда не
хватает. Видимо, отчасти поэтому художники скептически отнеслись к
самоуверенности Дягилева, высмеивали его гусарство, чем несказанно его обижали.
Дягилеву помог
случай. Когда назначенный устроитель выставки не справился со своими обязанностями,
ему на помощь пришел энергичный С.П. Дягилев, который устроил все в лучшем
виде. С тех пор художники были спокойны: там, где дело касалось организационных
работ, Дягилеву не было равных. Как оказалось впоследствии, убеждать он тоже
мог, и блестяще. Об этом говорит появление, по-сути, рекламного журнала «Мир
искусств», в котором, кроме иллюстраций, печатались и критические статьи.
А что за картина висит в гостиной дома Дягилевых? Я спросила
об этом у Инны Борисовны. И она ответила:
– Когда-то у Сергея
Дягилева была коллекция гравюр, картин, икон, и самая любимая из них – «Ангел
молитвы». Но, к сожалению, эта икона была увезена Сергеем Павловичем в
Петербург и там затерялась. Наш современник Николай Зарубин по сохранившейся
фотографии восстановил картину. Он заново написал полотно, и теперь оно
украшает наш зал, является «Ангелом молитвы» нашей гимназии.
Кто знает, О чем просил у Ангела молодой Дягилев. Может
быть, успеха? Жизнь предоставила ему всего в полном объеме. Как полагается
талантливому человеку, он с достоинством прошел не только «огонь и воду», но и
«медные трубы». В Перми было признание, В Петербурге – тоже. Несмотря на то,
что икона была утеряна, он завоевал признательность не только тех, кого
«рискнул» показать, но и всего русского народа, который не сразу, но прозрел. В
результате – успех художников был и его успехом.
Магическая связь
Не хотелось уходить из гостиной. Инна Борисовна, видимо,
почувствовав мое настроение, продолжала:
– Музыка звучит здесь
и сегодня, а именно: во время выступления приглашенных артистов и вокальной
студии нашей гимназии. Этим мы продолжаем традиции 19 века. Эти вечера каждый
раз бывают посвящены одному из певцов или композиторов классической музыки.
В этом – связь
времен, которая, к счастью, не прервалась.
И сегодня мы наблюдаем еще одну характерную связь,
объединяющую родственные души. Это связь поколений, которая существует и
поныне, несмотря на разную социальную принадлежность близких по духу людей. И
купцы, и заводчики, и деловые люди, не говоря уже о художниках и музыкантах,
издавна тянулись к искусству. Именно оно их объединяло под крышей театров, на
концертах и в выставочных залах. Здесь находили друг друга единомышленники,
зарождались будущие семьи.
Проследим эту связь на примере. Выходец из музыкальной
семьи, художник Валентин Александрович Серов, в какой-то мере был обязан своей
мировой известностью С.П. Дягилеву, бабушка которого была дочерью управляющего
Невьянскими заводами, некогда принадлежащими Прокофию Демидову. А потомок П.
Демидова, ученый-геолог А.И. Ефимов, скончавшийся в возрасте 93 лет в Москве,
был еще и потомком В.А. Серова, поскольку его мать – двоюродная сестра
известного художника. Таким образом, имя Дягилева связывает целую череду
фамилий, по-своему прославившихся и принадлежащих к разным социальным слоям
общества.
Поистине тесен мир, и
велика связь времен и поколений.
©Елена Арапова

Комментариев нет:
Отправить комментарий